Калужская клиника боли
Боль в рубцах

Как известно, рубцы возникают вследствие любой открытой травмы, а также после термических, химических и лучевых поражений кожи, иногда после инфекций. Они составляют серьезную проблему для хирургов и пациентов, так как остаются на всю жизнь и создают значительные косметические дефекты и иногда вызывают функциональные нарушения в виде ограничения подвижности суставов.

Все кожные рубцы можно разделить на 4 типа:

• Нормотрофические;
  • Атрофические;
  • Гипертрофические;
  • Келоидные;

Нормотрофические - это оптимальные рубцы, которые не изменяют рельефа поверхности кожи, имеют бледный или телесный цвет и обладают эластичностью, близкой к нормальным тканям.

Атрофические (втянутые) рубцы - отличаются от нормотрофических только своим расположением ниже уровня окружающей кожи и меньшей толщиной.

Гипертрофический рубец представляет собой образование, выступающее над поверхностью окружающей кожи, чаще всего розового цвета, ограниченное ареалом раны. Они являются следствием влияния двух факторов:

• избыточной реакцией соединительной ткани на травму;
  • неблагоприятных условий заживления раны.

Надо сказать, что гипертрофические рубцы достаточно часто через 1-2 года самостоятельно рассасываются, и превращаются в нормотрофический или атрофический рубец. Основной характеристикой келоидного рубца является способность к постоянному росту, в результате чего его объем в несколько раз превышает размер самой раны. Причиной образования келоида чаще всего является нарушение иммунной и эндокринной системы, что приводит к созданию локального патологического иммунитета в ране и как следствие к извращенной реакции тканей на травму. Известно, что такие рубцы чаще всего образуются у женщин, детей и подростков. Особенно часто они возникают в местах, где кожа натянута: грудь, плечи, спина. В то же время связи между натяжением кожи и келоидозом может и не быть. Например, келоидные рубцы, возникающие после прокола мочки уха. К факторам предрасположенности относятся определенные заболевания, такие как синдром Элерса-Данлоса (наследственная болезнь, в основе которой лежит недостаточное развитие коллагеновых структур в различных системах организма), склеродермия и пр. Кроме того, важную роль играют наследственная предрасположенность и гормональный статус.

Внешний вид рубца - категория субъективная, так как одинаковые по внешнему виду и локализации рубцы могут устраивать одного человека и быть абсолютно неприемлемыми для другого. В связи с этим существует еще одна классификация, по которой рубцы разделяются на физиологические и патологические рубцы. Физиологическими называются рубцы, которые не вызывают болевых ощущений, не нарушают подвижности и внешний вид которых вряд ли можно улучшить. Патологические рубцы нуждаются в лечении, хирургическом или консервативном. К стандартным методам профилактики патологического рубцевания относят такие общепринятые меры, как обездвиживание раны, нетравматичный шов и своевременное удаление шовного материала. При риске развития гипертрофического или келоидного рубца важнейшим способом профилактики является компрессия. Для этого используются силиконо-гелевые пластины (эпидерм, эластодерм, спенко и др.). Также используется мазь Контратубекс (комплексный препарат на основе гепарина, экстракта лука и аллантоина).

Боль в рубце возникает в различные периоды и обусловлена вовлечением в процесс рубцевания чувствительных нервов и нервных окончаний. Такая боль способна принести большие страдания.

За всю историю лечения рубцов было предложено большое количество методик, наибольшее распространение из которых получили следующие:

• Рентгенотерапия;
  • Криодеструкция жидким азотом;
  • СВЧ-терапия;
  • Физиолечение (электрофорез лидазы, фонофорез гидрокортизона или контратубекса);
  • Инъекции стероидов (дипроспан, кеналог-40);
  • Компрессия (ношение компрессионного белья, масок, силиконо-гелевых пластин);
  • Различные пилинги как механические, так и химические.

Хирургические методы лечения.

В нашей клинике имеется различный арсенал методик и средств для лечения различных видов рубцови рубцовых деформаций различного происхождения, ограниченных и обширных последствий ожогов. Работающие в клинике специалисты, имеют многолетний опыт работы и владеют современным арсеналом устранения тяжелых рубцовых деформаций, контрактур верхних и нижних конечностей. Клиника использует ультрасовременное высокотехнологичное оборудование.