Медицина и диагностика (как её часть) всегда присутствовали в жизни общества в разных формах, соответствовавших своему времени. Сегодня мы живем в эпоху бурного технического прогресса, влияющего на все сферы жизни человечества, в том числе и на медицину.

Ещё около 150 лет назад в арсенале доктора того времени были только собственные знания о симптоматике болезней и физикальные методы обследования (проводимые с помощью собственных органов чувств – преимущественно посредством слуха, зрения, осязания). XX век ознаменовался появлением и развитием многих чрезвычайно информативных и объективных методов диагностики, к числу которых относится и ультразвуковое исследование (УЗИ).

Сегодня УЗИ является зачастую диагностическим методом первого выбора при очень многих заболеваниях, позволяя выявлять недуг во многих случаях на ранней стадии развития.

Известно, что среди причин смерти в развитых странах (и в России) преобладают болезни системы кровообращения (сердца и сосудов) и злокачественные новообразования. Одним из действенных способов предотвращения необратимых изменений в организме, связанных с болезнью,является ранняя диагностика.

УЗИ во многих случаях позволяет не только диагностировать болезнь, но и выявить её на начальной стадии. При этом необходимо также понимать, что ни один из методов инструментальной диагностики не может считаться панацеей при абсолютно разных заболеваниях, а результаты исследований должны оцениваться исключительно в комплексе с клиническими данными и другими методами исследований.

Диагностическая значимость УЗИ очень высока при болезнях сердца и сосудов. Ультразвуковое исследование позволяет в режиме реального времени оценить анатомию и функцию сердца и крупных сосудов: выявить начальные изменения стенок артерий при атеросклерозе (причина смерти №1 во всем мире), исследовать просвет артерий и вен на предмет атеросклеротических бляшек и тромбов, также оценить размеры и функцию камер сердца, толщину стенок, изучить функцию клапанов.

Во многих случаях эффективно УЗИ и в ранней диагностике различных опухолей человека, особенно опухолей молочных желез, щитовидной железы, предстательной железы, органов малого таза у женщин, паренхиматозных органов брюшной полости (печени, поджелудочной железы, почек и селезенки).

Помимо диагностической ценности УЗИ обладает ещё одним ценным свойством – полной безопасностью для организма, даже при проведении многих исследований в течение дня.

Обычно одним из главных факторов риска вышеназванных заболеваний является возраст. Чем старше человек, тем выше вероятность возникновения заболевания. Также такие вредные воздействия современной жизни как стрессы, уменьшение двигательной активности, ожирение, неправильное питание, курение и прочие интоксикации, плохая экология в совокупности с неблагоприятной наследственностью (или даже без неё) приводят зачастую к тому, что болезни системы кровообращения и различные новообразования возникают у людей в достаточно молодом возрасте – в 40-45 лет, а в некоторых случаях и раньше – в 30-35 лет. При этом, как Вы понимаете, именно ранняя диагностика является одним из ключей к дальнейшему выздоровлению человека, наряду с адекватным последующим лечением и изменением образа жизни пациента.

Поэтому, по мнению большинства докторов, каждому человеку целесообразно проходить профилактическое УЗИ организма 1 раз в год после 40 лет. Особенно это правило относится к исследованию молочных желез и органов малого таза у женщин, предстательной железы у мужчин. Также важным является регулярное обследование сердца и сосудов. Во многих случаях при обнаружении ранних признаков атеросклероза удаётся значительно «затормозить» развитие этого заболевания с помощью изменения образа жизни и в ряде случаев посредством приёма соответствующих препаратов (как правило из группы статинов).

Мы советуем нашим пациентам проявить заботу о себе и рекомендуем 1 раз в год после 40 лет проходить УЗИ следующих органов: предстательной железы, органов малого таза и молочных желез у женщин, щитовидной железы, органов брюшной полости, сердца и сосудов.

Уважаемые пациенты, коллектив нашей клиники будет рад помочь пройти все необходимые диагностические процедуры с максимальным спокойствием и комфортом в удобное для Вас время, желаем Вам здоровья и счастья!

Врач УЗИ, Кардиолог, Кандидат медицинских наук Бондаренко Виталий Сергеевич.